red_dark

Сравнение учебников математики. 1-й класс. Часть I.

1. Преамбула.
1.1. Объекты исследования.
К сравнению выбраны следующие учебники/курсы математики за 1-й класс:

1. Петерсон Л.Г., 2012 г., М., "Ювента", 3 учебника, 3 рабочих тетради.
Яркий представитель т.н. "развивающего" направления. Долгое время активно продвигался в качестве лучшего постсоветского учебника математики для начальной школы. В ангажированных педагогических кругах принято считать, что курс Петерсон - для одаренных и успешных детей [1], в отличии от курса Моро, предназначенного для массового потребителя
2. Моро М.И., 2015, М., "Просвещение", 2 учебника, 2 рабочих тетради.
Наиболее распространенный учебник математики. Современный представитель "классической" учебной литературы. Является переработкой советского учебника 80-х к современным требованиям преподавания. Выполнен при участии Марии Игнатьевны Моро, автора классического советского курса математики для начальной школы.
3. Моро М.И., 1982, М., "Просвещение". Наиболее известный сегодня советский учебник математики (80-е годы).
4. Пчелко А.С., 1967,М., "Просвещение" Советский учебник арфиметики 60-х годов, классика советской послевоенной учебной литературы.

1.2. Цель работы.
Требуется, для перечисленных выше учебников, оценить:
1. Научное содержание текстов учебника: корректность используемых терминов и понятий, соответствие содержания учебника желаемому результату обучения.
2. Методологический уровень учебника: последовательность изложения материала, доступность выбранной методики изложения для учащихся.
3. Структуру учебника: его компоновку, содержание, качество иллюстраций.

Естественно, данная оценка, хотя и будет опираться на объективные факты, является именно моей оценкой учебников и ни чем более.
Надеюсь, что проделанная работа принесет некоторую пользу не только мне, но и читателям.

Сравнению структуры советских и современных учебников начальной и основной школ будет посвещена отдельная общая статья, выводы которой  будут справедливы в отношении практически всего корпуса современной учебной литературы.

Статья о сравнении учебников будет публиковаться частями, по мере появления у меня свободного времени для соответствующей  работы.
Окончательно, сравнительная оценка учебников будет приведена в систематизированном виде в завершающей части статьи.

2. Курс Л.Г. Петерсон.
2.1. Введение.
Первым будет рассмотрен "развивающий" курс математики первого класса для "успешных" детей под редакцией Л.Г. Петерсон.
Курс состоит из трех учебных пособий, 64 стр., 64 стр., 96 стр., и трех рабочих тетрадей, 64 стр. каждая.
Исходные материалы не привожу, дабы не нарушать авторское право издательства.
При желании, читатель может самостоятельно найти  данный учебный курс в сети.

Предваряя дальнейшие материалы, обращаю внимание, что, в данный момент (с 2014 года), курс исключен из федерального перечня учебников, рекомендованного к применению в школах [2], но продолжает использоваться в течение 5 лет с момента опубликования приказа в тех школах, в которых он был закуплен и, далее, может использоваться педагогами по их желанию.

Перед тем, как выносить суждение по данному курсу в целом, предлагаю оценить ряд материалов из рассматриваемых учебников.

2.2. Серьезные математические ошибки в учебнике

На уроке 9 (стр. 16) понятие суммы дается, еще до введения понятия числа, как объединение непересекающихся множеств. Причем, в данном случае, элементы множеств изображены как однотипные на множестве.

Рисунок 1. Сумма.

С точки зрения математики, вообще-то, Т + К ≠ К + Т,  при такой подаче, если не оговорено отдельно не учитывать состав и порядок элементов.
Это разные размещения, но равные сочетания. Как 11122 и 22111, например.
Автор, вплоть до конца третьей книги, даже после знакомства учащихся с числами, продолжает применять предложенную им оригинальную концепцию сложения.
Введение определения суммы в таком виде, очевидно, не является математически строгим, путает учащихся, способствует формированию у них ложных представлений как о суммировании, в частности, так и о работе с множествами, в целом.
На уроке 11 (стр. 18), разность определяется автором как исключение элементов из множества элементов по заданному списку критериев.
Рисунок 2. Разность.

Например, по мнению автора, в п. 2, при вычитании из четырех геометрических фигур двух, это должны быть желтый круг и синий квадрат. На самом деле, нет. Автор снова ошибается. Разность, в её арифметическом понимании, это операция исключения из множества заданного количества элементов, а не исключения элементов по заданным критериям.
Вообще, в курсе математики начальных классов, ребенок, проводя арифметические действия, должен работать с количественным, а не качественным описанием множеств. На примере рассмотренного выше определения разности, надо работать не с классами кружков и квадратиков, к тому же, дифференцированных по признаку цвета, а с классом геометрических фигур. Лучшей подачей темы была бы классическая её подача: разность на примере одинаковых кружков или, если обязательно хочется красиво проиллюстрировать учебник, одинаковых ягодок или коробочек. Ключевое слово - одинаковых.
Со стр. 36, урок 24, вводится, для счета по ней, числовая прямая, которая активно используется в дальнейшем при счете (т.н. «счет по линейке»). Данный метод имеет как плюсы (складывается представление о «числовой прямой»), так и минусы («счет по линейке» препятствует развитию абстрактного мышления). По моему мнению, в качестве основного метода счета данный метод, при обучении, использоваться не должен. Для усвоения конкретного счета предпочтительнее использование предметного счетного материала («палочек»), с постепенным отходом от таковых и переходом к «чистой» арифметике.
На уроке 18, стр. 34-37, часть III, автор, в теме «единицы счета», касается концепции «составных именованных чисел», которая, как мне кажется, скорее, вредна в начальных классах, нежели полезна.
Рисунок 3. Именованные числа.

Разберем данную концепцию на примере, а), рис. 5. Красный квадрат содержит неизвестное количество черных точек. Таким образом, арифметические операции раздельно проводятся с красными квадратами и черными точками.
Предположим (в рассматриваемом учебнике нет даже этого), что задано правило, по которому устанавливается соответствие между красными квадратами и черными точками. Например, в одном красном квадрате 10 черных точек (в 1 см 10 мм и т.п.). Согласно правилам работы, с составными именованными числами, принятым в элементарной арифметике до, примерно, конца 60-х годов прошлого века, квадраты (или сантиметры) и точки (миллиметры), в таком случае, все равно, учитываются отдельно, после чего лишние точки перекидываются в квадраты (миллиметры свыше 10 переводятся в сантиметры).
Сейчас общепринятой является другая методика работы с составными именованными числами. Например, 3 см 4 мм + 4 см 9 мм, вычисляются не
3 см 4 мм + 4 см 9 мм = 7 см 13 мм = 8 см 3 мм, а
3 см 4 мм + 4 см 9 мм = 34 мм + 49 мм = 83 мм = 8 см 3 мм,
т.е. составные именованные числа приводятся к минимальной общей размерной единице и все вычисления происходят уже после такого приведения типа составных чисел. И это правильно. А вот занимать этими проблемами детей первого класса обучения – неправильно. И, тем более, неправильно учить их устаревшей методике работы с составными именованными числами.

2.2. Неоднозначные и спорные места в учебнике
На стр. 20, урок 13, требуется угадать значения букв классов фигур для их группировки.

Рисунок 4. Угадай задуманные слова.

Далее угадывание значения букв классов как прием обучения (чему? умению угадать ход мысли автора?) встречается довольно-таки часто…

Правила оформления задач (стр. 44, урок 23, часть II), как мне кажется, излишне формальны для первого класса:
Рисунок 5. Правила оформления задач.

Впрочем, именно этот момент – вопрос вкуса, допускаю, что такого рода требования к формализации решения, при условии, конечно, последовательного формального изложения учебного материала (чего нельзя сказать о данном учебнике), были бы логичны и обоснованы.
Стр. 62, урок 32, нумерация двузначных чисел, с непонятной целью вводится обозначение десятков треугольниками, а единиц точками. В дальнейшем это авторское условное обозначение активно используется как в учебнике, так и в рабочей тетради (РТ 3, 29, 1, стр. 37)
Рисунок 6. Авторские условные обозначения.

По моему мнению, не следует умножать сущности без необходимости. Тем более, в учебнике математики для первого класса.
Сложение с переходом через десяток вводится табличным способом. По моему мнению, подобный подход возможен, но не является лучшим, так как не способствует развитию абстрактного мышления, предпочтителен, как мне кажется, классический метод загрузки "таблицы сложения" в голову учащимся, обучение - через дополнение числа до 10 и закрепление материала количеством выполненных примеров. Ниже пример таблицы сложения из РТ 3, 38,1 стр. 46.
Рисунок 7. «Треугольная таблица сложения».

2.3. Несколько слов о рабочих тетрадях

Рабочие тетради, в целом, соответствуют уровню учебников – столь же невнятные, неоднородные по уровню подачи материала, полные раскрасок, шарад, веселых картинок и заданий от не по возрасту легких, вот, например, для детей среднего детсадовского возраста (РТ 1, стр. 28),
Рисунок 8. Один, два, много.

до не по возрасту сложных, например, требование выхода на уровень сложного планирования работ, для первого класса, как мне кажется, преждевременно (РТ 1, стр. 54, урок 33)
Рисунок 9. Изучаем 6 по плану.

2.4. Резюме.

Учебник перегружен дополнительным материалом в ущерб основному, излишнее внимание уделяется раскраскам, прописям и рисованию по клеточкам. Раскраски и прописи продолжают использоваться при обучении до конца первого класса.
Наличие большого количества качественных математических головоломок, с одной стороны, является одной из немногих положительных сторон рассматриваемого учебника, а, с другой стороны, отвлекает учащегося от усвоения базовых понятий арифметики.
Качественно, учебник содержит серьезные математические ошибки при подаче материала, недостаточен в части подачи основного материала программы и избыточен в части дополнительного материала, содержит большое количество авторской математической символики, не встречающейся в общепринятом дискурсе, и не может быть рекомендован для изучения арифметики в начальной школе.

2.5. Справочно.

Учебники Петерсон давно и заслужено подвергались профессиональной критике, которая, к сожалению, долгое время, никак не влияла на распространение убеждений о качестве учебной литературы подобного рода и необходимости её скорейшего повсеместного распространения. Подробнее с содержательной критикой данного учебного курса можно ознакомиться, например, тут [3]. Позволю привести, в завершение, цитату  уважаемого академика Виктора Анатольевича Васильева, по поводу его полемики с Л.Г. Петерсон:

"Помимо непосредственной работы со школьной математикой, важно еще и понимание самой математики и того, что является математикой, а что — нет; понимание того, что является математическим мышлением и/или полезно для него, а что — нет; наконец и просто общечеловеческий здравый смысл. По моим уже многолетним наблюдениям, для того, чтобы написать полноценный учебник для n-го класса, необходимо (но, разумеется, не достаточно) свободно владеть материалом за 2, 5n или даже 3n классов.
К сожалению, убедить в этом не только автора, но и многих других представителей педагогического сообщества довольно трудно."[4]

2.6. Краткое содержание учебников курса.

Учебник плохо систематизирован: отсутствует оглавление, как по книгам, так и в целом, что существенно увеличило время, затраченное на анализ текстов учебника. Вероятно, аналогичные трудности навигации по тексту, при поиске необходимого материала, испытывают, при использовании учебника, учащиеся и их родители.
Для дальнейшего использования, прикладываю содержание, составленное самостоятельно

1 часть:
Работа с последовательностями, группами, размером, сходствами и различиями. Понятия суммы и разности. Числа до 6.
2 часть:
Числа до 9. Ноль. Вводится понятие «Задача». В учебнике появляются классические текстовые задачи. Работа с геометрическим материалом.
3 часть:
Длина, масса, объем. Составные именованные числа. 10. Счет десятками. Счет от 10 до 20.
Двузначные числа. Сложение без перехода через десяток.
Табличное сложение с переходом через десяток
Обычное сложение с переходом через десяток.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
[1] "Автора к доске!" Российская Газета 2010.08.03
[2] Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253
[3] В.А. Васильев. Экспертиза учебников 2005-2010 г.
[4] В.А. Васильев. Докладная записка в связи с письмом Л.Г. Петерсон от 22.12.2008
red_dark

Домашнее обучение

Перевели Тимофея и Матвея (2-й и 3-й класс) на домашнее обучение.
Причина в том, что у парней были серьезные проблемы с русским  языком и чтением.
Математикой я занимался с парнями каждый вечер по советским учебникам арифметики для начальной школы (Пчелко/Поляк).
Как результат, Тима, среди своего потока, по результатам тестирования, оказался первым по знанию предмета, Матвей, если верно помню, третьим.
Английский (и какой дебил только придумал ввести английский язык в начальной школе) парни изучали, преимущественно, дома и с репетиторами, дважды в неделю, но с очень относительными, в силу бессистемности занятий, успехами.
Музыка у них проходит в музыкальной школе. В предметной области (аккордеон, фортепьяно) парни не талантливы, к тому же, к инструменту ленивы, но в нотной грамоте и в музыкальной композиции, как это не странно для меня, сведущи (неожиданно, 3-е и 1-е место по району по сольфеджио).
Таким образом, обучение в школе парням скорее вредит, чем идет на пользу.
Время тратится непродуктивно. Годные результаты достигнуты не благодаря, а вопреки.
Вот, например, русским языком мы особо не занимались с парнями, сверх школьных домашних заданий, и результат, в виде вопиющей, в сравнении с уровнем их ровестников в советское время, безграмотности, неспособности к продолжительному чтению и, тем более, нормальному анализу объемных текстов - налицо.
Если же школа - просто метод траты времени на кружковую деятельность вроде труда, физкультуры, рисования, то она не нужна. В таком виде.

Пошла уже вторая неделя, как парни занимаются дома, по советским учебникам.
В конце мая они будут сдавать годовую аттестацию.
Надо было, конечно, раньше парней на домашнее обучение переводить.
Ожидаем умеренно плохих (3) результатов аттестации по русскому и английскому языкам.
К такому повороту готовы. Лучше сейчас честное 3. чем потом "свободная касса", вместо нормального честного физико-математического или инженерного образования.
За следующий год надеемся наверстать упущенное. В этом учебном году, дай Бог, минимальную грамотность по русскому и минимальный словарный и грамматический запас по английскому успеть добрать.

Вообще, как выяснилось, при внимательном рассмотрении, современные учебники в сравнении с советскими - днище.
Об этом напишу подробнее...
red_dark

Обратная сторона Матильды

История, развивавшаяся как заурядная история очередного дрянного псевдоисторического фильма снятого на государственные деньги, по которой я ожидал сетевую войну между любителями пустой ругани, "красными" и "белыми", без каких бы то ни было результатов, внезапно стала обрастать очень и очень неприятными подробностями, которые коренным образом меняют для меня картину происходящего.

Изложу, кратко, канву событий.

На деньги Министерства Культуры (как говорят, бюджет фильма составил около 1 миллиарда рублей), к 100-летию событий 1917-го года, снимается эротический триллер, где Николай II, в альтернативной вселенной, на фоне приближающейся революции, предается несчастной любви блуду с балериной Кшесинской по благословению своего отца Александра III. Роль Николая II исполняет немецкий гений артхауса порноактер, известный, в частности, тем, что манифестировал свою сексуальность на  театральных подмостках засовывая себе в жопу какие-то продукты, о прочих его подвигах умолчим.
Естественно, такой чудесный фильм не мог остаться без внимания граждан. И, если обычные православные (и прочие) граждане просто испытали от известия об очередной грядущей премьере, в очередной раз, брезгливость в адрес творцов и легкое недоумение в адрес государства, которое, в лице своих наемных дискурсмонгеров, мнит себя, или, по крайней мере, хочет казаться, патриотичным, народным, то граждане с активной жизненной позицией начали обычную для них протестную деятельность по трате своего времени и чужого внимания вокруг очередного вброшенного в народ информационного повода.
До этого момента всё было понятно и, более-менее. обычно.

Впервые я подумал, что происходит что-то странное, выбивающееся из привычной ткани реальности, когда на РНЛ организовали конкурс эссе "Встанем всем миром против "Матильды"", в котором за три лучшие статьи был положен призовой фонд по 50000 рублей за статью. На РНЛ я увидел такое впервые. Появление таинственного спонсора несколько насторожило меня. Да и не только меня, насколько я понимаю. Вот, например, отец Александр Шумский, тоже почувствовал какую-то фальшь в подымаемой информационной волне. Происходило активное вовлечение церкви в информационную компанию вокруг фильма.
К этому моменту, по поводу творения режиссера Учителя, были опрошены различными СМИ и высказались в отрицательном ключе целый ряд православных иерархов. И это естественно, дрянной фильм же. Ряд епископов отдельно обратился к пастве не ходить на данную картину. Если бы не было информационной волны и постановки вопроса ребром - не обратились бы. Потому как и так каждому православному (да и вообще культурному) человеку ясно, что поход в кино на эротический триллер - сомнительного свойства времяпровождение, вроде просмотра подростками порно в интернете, если кто и смотрит - то уж точно другим этого публично не советует, дабы не поиметь среди ближних дурной славы (не говоря уже о том, что после таких развлечений совесть, если она еще есть у человека, его подтачивает, за аморалку). И, тем более, православным не подобает смотреть фантастические эротические фильмы, в которых, в качестве главного действующего развратника, выведен человек, который в реальности - православный святой.

Но, к этому моменту, хотя сквозь ткань реальности и прорывались уже контуры какой-то, вероятнее всего, антицерковной акции, ситуация не казалась критичной.
Мало ли антиправославного (и антирусского) троллинга последнее время происходит за государственные деньги? Взять, хотя бы, фильм "Викинг", о том, каким сомнительным был князь Владимир и в какой грязи жили русские до принятия христианства. Владимир в этом фильме жалок, жалок и его выбор веры и его народ и его дружина и вообще Русь. И только свет из Европы греки - чистые, приходят и просвещают это быдло. Но эта история не взлетела, как ожидали. Потому что образ Владимира-язычника - действительно отрицательный и для христиан и для самого преображенного Владимира. Эта история была о том, как ярый конунг, ценитель естественной красоты и мирского величия, силой взял себе имперскую веру и очередную жену и, вдруг, преобразился, Божией помощью, и, столь же яро, исправил свою жизнь, крестил свой народ и стал всеми силами творить почти неведомое для Европы того времени добро: кормить даром голодных, лечить увечных, учить неграмотных. Его не зря Красно Солнышко прозвали. Он даже смертную казнь отменил. Вернул назад только под давлением своих чиновников и священиков. А у жалких богемных творцов вышел жалкий Владимир с жалкой дружиной, который принял свет из ЕС. Неоскорбительно, в общем, скорее нелепо и характеризующе в отношении творческой группы.
А вот с Матильдой - ударили в точку. Дело даже не в клевете на Николая, хотя Николай и принял мученический венец с семьей и сейчас с Богом, но прославлен он не за свою жизнь, а за свою смерть, а в смеси Родзинского и мифического пелевинского порнографа Саши Бло, усталого еврейского алкаша, отца двух детей от второго брака, которая подается нам как государственная позиция, как официальный взгляд на реальность того времени. Например, честнейший служака, человек высочайшей нравственности Александр III, показан в альтернативной реальности Учителя, со смертного одра склоняющим сына к блуду. На самом же деле, Александр III умер, в прямом смысле, на руках у святого праведного Иоанна Кронштадского. И прочая, прочая, прочая...

И тут, реальность порвалась. Сначала на сцену вылезло из-под какой-то гельмановской мглы "Христианское государство "Святая Русь"", с фриками и правосеками, прежде никогда не виданное, и стало что-то неумело жечь и ломать. Машину адвоката какого-то сожгли. Заявили, что это они обзванивали школы, вокзалы и аэропорты, с фейковым минированием, в качестве мести за Матильду. Поднялась волна в либеральной прессе и злых клоунов арестовало ФСБ. Как можно увидеть по ссылке, арест, с высокой вероятностью, постановочный (событийный ряд - странный, следы быта 6 молодых людей в доме - практически отсутствуют или неестественны), а люди на ролике - точно не православные (у нас не принято, в качестве иконостаса, иметь пару наклеенных бумажных икон среди кучи постеров о природе, да и вообще клеить иконы на стену - не тема, у иконостаса или вблизи отсутствует молитвенник, т.е. люди - не молятся).
И понеслось, на всю сеть и всю прессу, о борьбе с ИГИЛ РПЦ, которое против всего святого для каждого свободолюбца, за мракобесную паранджу, и, вдруг, неожиданно, ...с боевиками Поклонской.

Дело в том, что Наталья, наивная добрая душа, бросилась затыкать этот фонтан известной субстанции, изливаемый государственными провокаторами в народные массы, решительно попытавшись пресечь эту дрянь на корню. Всеми доступными ей средствами. Например, запретить показ фильма на её Родине, в Крыму, посредством своих связей в крымской прокуратуре. Её уважаемые люди несколько раз попросили отойти, не мешать этой PR-компании. Но тут уже вопрос встал принципиально, как вопрос исповедания веры, и Наталья уперлась. И я её понимаю и одобряю. Можно было не лезть в тему. Или лезть, оставаясь в правовом поле. Но, раз уж ты заявился на арену, в качестве исповедника веры, надо претерпеть до конца.
Вы посмотрите вот это видео, всё, сразу, станет понятно, с мотивацией Наталии.

И тут начинается самое интересное, так сказать, события последних дней...

Заместителя прокурора Симферополя, за гражданскую позицию по отношению к этому фильму (пусть и выраженную в превышении должностных полномочий) ... лишают российского гражданства, на том основании, что он из Киева и, на момент Русской Весны и крымских событий, не был прописан в Крыму. Естественно, он не был прописан в Крыму, и он, и Наталья, и еще ряд силовиков - киевский беркут, киевская прокуратура, чиновники МВД, отступили в Крым после поражения Януковича на майдане и были приняты в гражданство России не как жители Крыма, а как подвергшиеся политическому преследованию соотечественники.
И, тут же, дружно, из всех "Московских Комсомольцев" и прочих популярных блоггеров полилось, что неплохо бы проверить законность получения гражданства гражданкой Поклонской, да и вообще, если кто-то начнет себя вести как-то не так, то и законность получения ими гражданства тоже можно проверить...

Чем является вот такое поведение властей? Прежде всего - работой на девальвацию ценности российского гражданства.
Какой смысл в получении гражданства такой страны людьми, которые гонимы за свои политические убеждения?
У них же есть убеждения? А если они, вдруг, не совпадут с очередным изгибом провластного дискурса?
Депардье такое гражданство только годится. Как способ ухода от налогов на Родине.

Я бы, лучше, организаторов этой антицерковной компании, вылившейся в распил денег на эротическом триллере и травлю Наталии Поклонской и реальных героев Русской Весны, благодаря которым "КрымНаш", гражданства лишил. Сразу польза бы для Родины вышла. И с точки зрения сохранности бюджета и, вообще, с морально-нравственной точки зрения.

Вот такой вот неожиданный поворот. Такая вот обратная сторона "Матильды"
red_dark

Матильда-2017

100 лет назад в России произошла цепь трагических, но, во многом, закономерных событий: февральская буржуазная революция, падение монархии,  октябрьская социалистическая революция, которые ввергли страну в социальный ад на два десятилетия, погрузив нашу Родину в кровавый хаос, чуть было не уничтожив её. Гражданская война, интервенция, красный и белый террор, вынужденная массовая эмиграция проигравших в гражданской войне, разруха и голод, разгул богоборчества, каток репрессий 30-х, в которых, наряду с участниками внутрипартийной борьбы, пострадали и десятки тысяч невинных людей.
И, с другой стороны, ликвидация безграмотности, индустриализация и коллективизация, радикальные реформы экономического уклада общества, без которых нашу страну, останься она в прежнем своём состоянии, скорее всего, смяли бы в прокатившемся серией великих войн переделе мира в 30-е — 50-е годы XX века. Согласитесь, есть о чем подумать, что попытаться проанализировать, что вынести на всенародное обсуждение к столетию революции 1917-го года?

Что же, в качестве основной темы для обсуждения и осмысления событий 1917-го, предлагает нам наше государство?

Эротическую мелодраму в жанре альтернативной истории "Матильда" от известного контркультурного режиссера Учителя с немецким порноактером мастером арт-хауса Айдингером в роли императора Николая II.












Чему мы сегодня научились?
red_dark

К вопросу о дипломатическом искусстве

Оригинал взят у hullam_del_ray в Яков Фёдорович Долгоруков.

При нарвском разгроме русской армии 1700 года шведам достался пленным Яков Фёдорович Долгоруков.

Генерал-кригс-комиссар и тайный советник. Отбивался он до последнего. Взяли его в плен шведы при отходе русской гвардии по наведённым мостам в нарушение условий и увезли в Стокгольм. В числе прочих пленных русских генералов. Посадили в какой-то зверинец, потом перетащили в специальную тюрьму. Яков Фёдорович вёл себя при этом вызывающе. Не робел перед Европой Яков Фёдорович. 10 лет шведы терпели его выходки. 10 долгих лет Яков Фёдорович лично "изучал основы правовой системы королевства", осваивал шведскую модель. В 1711 году Долгорукова с сорока другими русскими пленными решили отконвоировать морем в другое место содержания.

Окинув пытливым взором судно, Яков Фёдорович решил его захватить в море. А чего бы не захватить?! Ну сколько можно тайному советнику и генерал-кригс-комиссару ворочать тяжёлое весло? Не раб он на галерах, в самом деле. Европу видел, не чернокожий.

В субботу гребцов расковали по случаю великого религиозного русского праздника. О котором шведам рассказал Яков Фёдорович. Не всех расковали. Но Якову Фёдоровичу руки освободили. Как только Долгоруков пропел слова гимна "Дерзайте убо, дерзайте, люди божие!", пленные ринулись на охрану и экипаж. Сам Яков Федорович кинулся резать экипаж первым. Придушил помощника капитана. Потом погнался с тесаком за шкипером. Потом рубился с начальником караула. Скинул его в море. Уклонился от пистолетного выстрела и "с колена рубил по ноге обер-боцмана, так что обер-боцман истек бы кровью, если бы его не утопили".

Взошёл на мостик захваченного борта Я.Ф. Долгоруков уже опытным пиратом. Ухватил на волосы шкипера, приставил к его груди кортик и сказал значительно: "Если хочешь быть жив, то вези нас к Кроншлоту или к Ревелю, измены берегись, меня бойся, на Бога надейся, но меня бойся больше".

Так и поплыли. Овладевали морским искусством с чистого листа. Стали лазить на мачту. Смотреть вдаль. Шкипера надо контролировать, тянуть шкоты, травить фалы, грести, высматривать. Моряки получились не так чтобы совершенные, но от бывших стольников, дьяков, окольничих и прочих думных дворян ждать лучшего трудно. Средний возраст освободившихся был 53 года. Вот так с седыми бородами, плешами и в отрепьях пошли они по невиданному ранее морю. Домой.

Сам Яков Фёдорович в отобранной шведской треуголке стоял на мостике гордо и непреклонно. Было ему тогда всего-то 70 лет.
red_dark

Устроители земли русской


Встретил тут, в реальности, брошенную хозяевами скульптурную композицию "устроители земли русской"
Заказная работа неизвестного автора.
Устроители сидели напротив Смольного и занимались махинациями с землей. Скульптуру заказали во славу себя.
Изображены кадастровый инженер с землемером, чиновник с портфелем и их помощник - человек с мешком бабла.

Все изображенные в скульптурной группе лица, в настоящий момент, в Лондоне. Вместе с мешком, естественно.
red_dark

Праздничный салют.

13 апреля 1904 года в составе эскадры броненосец "Петропавловск" вышел из Порт-Артура с целью атаковать группу японских кораблей, преследовавших русский крейсер "Баян". В ходе боя были обнаружены приближающиеся главные силы японского флота. Адмирал Макаров решил отойти к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей, но броненосец подорвался на японской мине и быстро затонул.
Среди погибших были вице-адмирал Степан Осипович Макаров, художник Василий Васильевич Верещагин и еще несколько сотен матросов и офицеров.
Великий Князь Кирилл Владимирович, который в Артуре, по отзывам современников, манкировал своими обязанностями и, всё больше, кутил да бухал, выжил.

По поводу сего происшествия, был отслужен, по приказу коменданта Порт-Артура, благодарственный молебен с последующим артиллерийским салютом.
red_dark

Нарочно не придумаешь...

Книга "Как управлять рабами" предназначена руководителям коммерческих организаций различной юридической формы и государственных унитарных предприятий...
Книга, сама по себе, скорее всего - памфлет, тонкий троллинг, но распространяют её как некую истину, да...
red_dark

Памятник Иуде

или еще пара слов о непростой судьбе Маннергейма...

 «...подобная судьба была еще у одного человека, который в течение трех лет исправно, достойно, с честью служил делу спасения рода человеческого. Он очень многих больных сделал здоровыми, слепых – зрячими. А потом предал своего учителя за тридцать серебренников. Этого человека зовут Иуда Искариот... Это свидетельствует: какими бы ни были прежние заслуги человека, все-таки решающим нужно считать итог его жизни».

Протоиерей Алексий Кульберг