Владимир Ашмарин (swayn) wrote,
Владимир Ашмарин
swayn

Categories:

Домашнее обучение 2019. Часть III. История Древнего мира. Проблема тестирования.

Серьезной проблемой является контроль знаний по истории в соответствии с требованиями ФГОС.

В современной школе знания контролируются, насколько я понял, не так, как в советское время.
В наше время оценка знаний учащегося проводилась посредством беседы с ним и определения насколько он знаком с изучаемой эпохой, ключевыми событиями и действующими лицами, видит ли он причинно-следственные исторические связи, может ли дать личную оценку описываемым событиям: нравственную, политэкономическую, на чем основывается в своей оценке. Естественно, в полном объеме подобный контроль знаний возможен только в старшей школе, когда ученики - уже вполне развитые личности, завершающие формирование своего мировоззрения.
В современной же школе, тем более - на семейном обучении, контроль знаний со стороны государства осуществляется посредством тестов.
Например (История Древнего Мира. Проверочные и контрольные работы. Е.А. Крючкова, Древний Египет. Проверочная работа №3, варианты 1, 2, вопрос 6):
Установите соответствие между именами древнеегипетских богов и их функциями: 
Апоп, Геб, Тот, Осирис, Сет, Анубис, Амон, Нут, Бастет, Гор, Маат, Исида
богиня правды, защитница жен и матерей, бог Солнца, богиня неба, покровитель земных фараонов, покровительница женщин и их красоты, распорядитель в стране мертвых, владыка песчанных бурь, бог земли, бог тьмы, царь и судья в стране мертвых, бог мудрости.
100%, что не только пятиклассник, но и взрослый, даже читавший по истории Древнего Мира и Египта нечто сверх школьного учебника, тест провалит.
Например, я знаю, что Апоп - пресмыкающееся подземного мира, из-за которого в Египте периодически нет воды. (А)Омон, проплывая по подземному миру, избивает Апопа и Апоп отдает назад египтянам воду.

Но за что конкретно отвечает в египетском пантеоне Апоп в свободное от воровства воды у египтян время? Можно попытаться угадать по списку...
И таких нелепых вопросов, на которые невозможно дать ответ не зазубрив учебник и дополнительные материалы, требующих не понимания, не ориентирования во времени и событиях, а именно зазубривания, в тестах более трети. В связи с вышеизложенным, тесты мы проходим с парнями следующим образом:
- Парни, смотрите, вот вопрос о египетских чертях, вы их знаете?
- Нет.
- Давайте посмотрим в гугл, кто тут есть кто?
- А зачем нам это надо?
- Вообще не надо, потому посмотрим по-быстрому, много времени тратить не будем, и без того есть чем заняться...

Пришлось смириться с мыслью, что нормальных оценок по истории у парней не будет.
Потому как необходимо сделать выбор между содержательным изучением истории и зазубриванием малозначимых фактов, причем в ущерб не только изучению истории, но и иных предметов, так как, в случае зубрежки, на историю потребуется излишне много времени.
Что мы теряем? Оценку в аттестате.
Что приобретаем? Интерес к истории. Время.

Урок, у нас, обычно проходит так:
мой рассказ по теме урока;
краткая беседа по теме;
просмотр видеоматериалов (если есть);
тест по ФГОС по уже пройденной теме, очень коротко;
самостоятельное чтение параграфов из советского учебника
Tags: история, семейное обучение, школа дома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments