Владимир Ашмарин (swayn) wrote,
Владимир Ашмарин
swayn

Category:

Домашнее обучение 2019. Часть I. Выбор учебников.

Итак, позади первая половина учебного года, парни продолжают обучаться дома, а уходящий год выдался довольно насыщенным и времени написать о домашнем обучении не было.
Больше это терпеть нельзя. Пора рассказать правду, пока она еще не потеряла своей актуальности.
Поехали. В добрый путь...

Тима перешел в 4-й класс, Матвей - в 5-й, по большей части предметов, за исключением русского и английского языка и литературы, программы, по которым мы учим парней, полностью совпадают.
В связи с переходом Матвея в 5-й класс, в учебную программу добавились новые предметы, на начало учебного года мы считали, что это точно будут география, история, ботаника, возможно - обществознание, ОБЖ. Современные учебники по данным предметам были рассмотрены, по географии и ботанике признаны в принципе негодными, по обществознанию и ОБЖ - содержательно скорее годными, но излишне подробными и откровенно скучными. Учебник по истории был признан нуждающимся в доработке (см. ниже).

1. Кратко о современных и советских учебниках по географии, истории и ботанике.

1.1. География.
Рассмотрен учебник Бариновой "География. Начальный курс. 5-й класс"
Из 27-ми параграфов учебника только §16-27 посвящены непосредственно географии (строению Земли), §10-15 - экскурс в астрономию (повторение изложенного ранее в курсе "Окружающий мир"), прочие параграфы представляют собой ряд плохо связанных друг с другом эссе и рассказов с картинками для младших школьников об истории географических открытий и о месте человека и человечества в окружающем людей мире.
Рис. 1. Пример типичной страницы современного учебника географии


Естественно, всё же хотелось бы дать детям, пусть и не максимально подробно, но более внятно и последовательно, базовые знания о географии: строении нашей Земли, её литосфере, атмосфере, гидросфере. Потому современный учебник географии был безоговорочно отвергнут. Выбран советский учебник Максимова "Физическая география", 1988 г.

1.2. История.
Рассмотрен  довольно неплохой учебник Колпакова "Всеобщая история. История Древнего Мира", 2012 год. Учебник представляет собой переработку известного советского учебника "История Древнего Мира" Коровкина, того самого, с воротами сирийской Пальмиры на обложке, по которому училось всё моё поколение. И современный и советский учебники истории имеют свои плюсы и свои минусы. Потому я не претендую на то, что приведенное ниже моё мнение - общезначимо.
И плюсом, и, одновременно, минусом современного учебника является его культурологическая направленность. Плюсом потому, что, для взрослого читателя, с уже сложившимся мировоззрением, погружение в атмосферу эпохи, которое осуществляется именно через культуру, в документальной исторической литературе, зачастую ценнее, нежели личное мнение автора документалистики. В этом смысле, советский учебник - довольно идеологизированный, с обязательными для советского времени вставками атеистической пропаганды и политэкономии, с явной оценкой автором исторических событий при их рассмотрении. Но, с другой стороны, для юного читателя (а наши дети еще только входят в подростковый возраст), наоборот, довольно важна "мораль" в повествовании об исторических событиях. При чтении исторической литературы подросткам должно быть однозначно понятно, кто тут хороший, кто - плохой, с кого стоит брать пример, с кого - нет, и с какой целью им вообще рассказывают историю. Подростки должны, на примере истории, учиться быть достойными людьми. Искусствоведение и культурология нужны взрослым. Подросткам нужна именно история, в том смысле, в котором её хранили и передавали друг другу наши предки, сначала устно, затем письменно, в летописях, в списках, в книгах, в русской, затем в советской исторической науке. История - нечто большее, чем просто набор фактов и картин быта и культуры. Современный учебник истории Древнего Мира не отвечает подобным требованиям. Устранение же из современного учебника истории политэкономии как таковой (упоминания эксплуатации, классового общества и т.п.) не позволяет детям понять разницы между олигархией и демократией, не дает увидеть причин силы и слабости греческих полисов, в принципе не дает понять причин большей части исторических событий Античности. Как объяснить детям причину упадка Афин после отмены законов Солона после правления Перикла? В чем было основное различие между Спартой и Афинами? Почему малочисленные, не имеющие централизованного государства греки смогли победить персов? Что двигало участниками пелопонесской войны? Дать на эти вопросы внятные ответы без рассмотрения классового устройства и общественных противоречий античной Греции невозможно.
Потому в основу учебного курса был положен советский, а не современный учебник. Были составлены поурочные планы, советский учебник был дополнен библейской историей, была исключена атеистическая пропаганда. Довольно странно, даже с материалистической точки зрения, что в советской истории Древнего Мира практически не упоминается еврейский народ, культура которого оказала огромное влияние на европейскую культуру. Позднее сделаю отдельный пост с поурочными планами.

1.3. Ботаника.
Рассмотрен учебник Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5-й класс"
Основным недостатком данного учебника, перечеркивающим саму возможность его использования, является то, что он - часть концентрического курса биологии. Концентрический курс биологии - это когда каждый год жуется примерно один и тот же набор знаний, по кругу, с незначительно увеличивающейся сложностью и расширением охвата предметной области. Усвоение учебного материала повышается за счет резкого сокращения его количества и повторов. Ну и, общий недостаток современных учебников, замещение текста картинками. В современных учебниках прекрасные иллюстрации. Составляющие примерно половину от общего объема и без того не очень большого учебника. Современный учебник 5-го класса по биологии представляет собой качественный справочник с цветными картинками. Советский учебник представляет собой, неожиданно, учебник.
Как итог, биологию мы преподаем детям по классическому советскому линейному курсу биологии, начиная с учебника ботаники Корчагиной, 1985, с изменением порядка тем (в начало повествования выносятся, аналогично учебнику Пасечника, мхи и лишайники)

Рис.2 Типичный лист современного учебника по ботанике

Рис.3 Типичный лист советского учебника по ботанике

2. Прочие учебники.

2.1. Математика.
Для обучения детей математике был выбран учебник Виленкина "Математика. 5-й класс", 1971 г. Отличный учебник, плавно переводящий детей от арифметики к алгебре. Является логичным продолжением учебника арифметики Виленкина за 4-й класс.
В 6-м классе планируем переход на серию учебников алгебры для основной школы Макарычева (6-8). В 9-10 классах опять вернемся к Виленкину. По геометрии, со следующего года и до завершения обучения у парней будет, естественно, Погорелов. Выбирая между "машиностроительным" Киселевым (доказательная база опирается на геометрические построения: переносы, совмещения фигур, преобразования подобия и т.п.) и "программистским" Погореловым (хорошо формализованная элементарная аксиоматика относительно которой и разворачивается построение геометрии) я, как программист, естественно, выбираю Погорелова.
По математике учебная программа, на текущий момент, понятна до последнего года обучения в мельчайших деталях.
Собственно, с недостаточности уровня школьной математики вся наша история домашнего обучения и началась пару лет назад.
2.2. Русский язык.
Двигаемся по курсу Ладыженской, в его советской редакции, сопоставляя и подбирая учебный материал и задания согласно основным темам современных учебников.
Современные учебники русского языка отличаются запутанностью изложения материала и каким-то нечеловечески зубодробительным языком изложения, непонятным не только детям, но, порой, без дополнительной методической литературы, и нам. Потому современные учебники русского используются как источник для планирования занятий, не более.
По русскому языку Тима и Матвей учатся "в разных классах". Наряду с английским, это один из немногих предметов, по которым парни обучаются раздельно. Возможно, через год-два, удастся свести парней в единый учебник и по данному предмету.
2.3. Английский язык.
Обучение разделено на индивидуальные и общие занятия. Индивидуальные занятия проводятся по курсам Spotlight, для 4-го и 5-го классов, соответственно, 2 урока в неделю. Общие - по курсу Старкова, 5-й класс, 3 раза в неделю. Дополнительно, 2 раза в неделю, у парней репетитор по школьной программе, для каждого в его возрастной группе. Структура обучения английскому языку сложившаяся, простая, понятная, слава Богу, наконец-то начала приносить свои плоды. Парни начали, потихоньку, читать английские тексты своего уровня обучения. С большим трудом, но дело сдвинулось в нужном направлении.
2.4. Обществоведение.
Сокращено до минимума. Проговариваем темы, затрагиваемые в современном учебнике. Не тратим время. Добьем тестами в конце года.
2.5. Окружающий мир-4.
Вообще не занимаемся. Не тратим время. Добьем тестами в конце года.
2.6. Литература.
Парни читают потихоньку свои учебники (современные), не особо напрягаясь. Позднее придется разбираться с закличками, метафорами, типами сказок в представлении авторов учебника (многие классификации современных учебников чем-то напоминают известную классификацию животных Борхеса).
2.7. Информатика.
Ввел парням информатику. Рассказываю и показываю сам, помалу, пытаюсь начать учить их программированию, получается пока плохо. В приложении к современному учебнику информатики 5-го класса нашел отличную серию заданий по работе с текстом. Парни, пока, учатся печатать нормально.

В следующих сериях: расписание уроков, авторский курс истории, неожиданный немецкий язык, родной русский, о котором никому неизвестно ничего.
Оставайтесь с нами...

Tags: семейное обучение, учебники, школа дома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment